ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Морские и речные перевозки – один из самых востребованных способов доставки. Его плюсы многочисленны, но главный из них – отличная отлаженная система реализации транспортировки грузов морем с учетом всех возможных неблагоприятных обстоятельств такого процесса.

Страхование фрахта – часть системы защиты как раз на случай инцидентов в ходе доставки. Он не работает как самостоятельный вид защиты, но очень важен при перевозках водным транспортом товаров по международным контрактам. На деле без такой страховки экспортно-импортную продукцию морем возят крайне редко.

Потому всем сторонам, которые задействованы в работе по транспортировке, надо разобраться в понятиях самого фрахта и страхования такого объекта. Тем более что последнее часто является обязательством судовладельца, морского перевозчика (экспедитора) либо собственника товара.

Содержание
  1. Что это такое и кто его страхует?
  2. Когда страхование – интерес судовладельца?
  3. Особенности программы
  4. Исторические аспекты морского страхования
  5. Сущность морского страхования
  6. Разновидности морского страхования
  7. Понятие страхования фрахта и его элементы
  8. Возмещение по страхованию фрахта
  9. Особенности страхования фрахта
  10. Страхование гражданской ответственности фрахтователей
  11. Стоит ли отказываться от полиса страхования ГО фрахтователя?
  12. Страхование ГО фрахтователей от TFG Insurance
  13. Как получить полис?
  14. Условия страхования морских перевозок
  15. Страхование грузов компании
  16. Стоимость страхования товара
  17. Комплексная программа страхования морских рисков включает
  18. Страхование корпуса, машин и механизмов судна (H&M — КАСКО)
  19. Страхование от потери фрахта (Loss of Hire)
  20. Страхование гражданской ответственности судовладельца (P&I)
  21. Дополнительно в страховое покрытие можно включить следующие риски
  22. Страховое покрытие может включать следующие виды рисков
  23. Каким рискам подвергается груз при транспортировке
  24. Какие случаи не признаются страховыми
  25. Что нужно прописать в договоре страхования груза
  26. Как страхование груза отражается в торговых соглашениях
  27. От чего зависит стоимость страхования груза
  28. Какая сумма обозначается в качестве страховой
  29. Что нужно знать об уровнях риска для различных видов транспорта
  30. Какие схемы страхования груза при международных перевозках можно выбрать
  31. Кто может застраховать груз
  32. Как на ставку страхования влияет маршрут
  33. Как на страховку влияет упаковка груза
  34. Как использовать франшизу при страховании грузоперевозок
  35. Какими правовыми нормами следует руководствоваться
  36. Понятие морского страхования

Что это такое и кто его страхует?

Первое, что важно разобрать, касается трех базовых понятий.

Покрытие страховки распространяется на все виды затрат в рамках валового дохода от доставки, связанных с эксплуатацией судна и вынужденными маневрами с курсом.

Когда страхование – интерес судовладельца?

Собственник транспорта или перевозчик должен застраховать фрахт при соблюдении одного из двух или обоих условий одновременно:

В обеих ситуациях исполнитель транспортировки на протяжении всего пути рискует будущей прибылью, которую и страхует в порядке общего страхования транспорта (КАСКО). Тогда сумма фрахта называется увеличенной стоимостью и покрывается в случае страхового события – аварии.

Чаще наблюдается другая ситуация – когда страховку на фрахт и груз оплачивает отправитель либо получатель товара. Собственник продукции покупает защиту, если:

В любом из перечисленных случаев отправитель или покупатель товара может застраховать перевозку и фрахт (обязательно по сделкам формата CIF, CIP ИНКОТЕРМС, в остальных случаях возможен добровольный порядок страхования). Лимит покрытия определяется как полная сумма фрахта, но она не может превышать 10% от стоимости товара.

Так как при покупке полиса собственником товара страхуется фрахт через полис КАРГО. А он для международных грузов не может оцениваться в части определения страховой суммы более чем на 110% от стоимости доставляемой продукции.

Особенности программы

Страхование груза и фрахта (фрахта и судна) возможно на одну перевозку, серию транспортировок или заданный срок. Судовладелец вправе оформить полис на год для доставки заданной группы товаров. Грузоотправителю часто более выгодна разовая защита. Перевозчик или экспедитор вольны выбирать между годовой страховкой, генеральным полисом или разовыми договорами.

В любой ситуации важно грамотно выбрать страховщика. И здесь мы готовы содействовать думающему страхователю. В СА «GALAXY страхование» уже проанализировали рынок предложений и отобрали для вас серьезных, исполнительных, платежеспособных партнеров.

У нас на сайте есть уникальный арсенал программных инструментов для эффективного сотрудничества по таким направлениям, как страхование морских перевозок (груза, фрахта, машин). Вы можете посчитать у нас стоимость полиса, чтобы выбрать лучшую цену. Воспользуйтесь агрегатором страховых решений и убедитесь, что мы представляет ваши финансовые интересы.

По договору морского страхования страховщик обязан за оговоренную плату (страховую премию) в случаях наступления предусматриваемых договором случайностей либо опасностей, которым может подвергаться страховой объект, уплатить страхователю либо другому лицу, в чью пользу заключается такой договор (выгодоприобретателю), убытки, которые были им понесены.

Исторические аспекты морского страхования

Морское страхование представляет собой одну из наиболее старых разновидностей страхования. Прообразы договоров, касающихся морского страхования, были заключены еще в 8-7 веках до нашей эры. К началу 12 столетия морское страхование сформировалось в отдельный вид страхования, в 14 столетии в Италии началось его активное развитие. В 1600 году в Англии был принят первый Закон о морском страховании. Там же образовалось страховое общество «Ллойд», была выработана форма морского полиса, применяющаяся и по настоящий момент, формулировались более распространенные в настоящий период правила морского страхования.

Приблизительно в середине 19 столетия по полису страхования каско судна начали страховать три четверти ответственности за столкновение с иным судном, притом одна четвертая осталась на ответственности страхователя. В настоящий период по полису страхования каско судна можно за дополнительную страховую премию страховать некоторые иные элементы ответственности судовладельца.

Сущность морского страхования

Объект морского страхования может представлять любой имущественный интерес, который обладает связью с торговым мореплаванием, — строящееся судно, действующее судно, фрахт, груз, а также плата за проезд пассажира, плата за использование судна, ожидаемая прибыль от груза и иные обеспечиваемые грузом, судном, и фрахтом требования, зарплата и другие причитающиеся капитану судна и иным членам экипажа судна суммы, в их числе денежные затраты на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).

В состав интересов имущественного характера по договору морского страхования могут включаться чрезвычайные расходы – убытки или расходы, которые образовались в результате действий, произведённых для общего спасения (к примеру, выбрасывание груза за борт судна во время шторма).

Разновидности морского страхования

Различают следующие разновидности в морском страховании:

Морское либо речное каско. Страхование морских судов также именуют страхованием каско судов (от немецкого языка «kasko» — «корпус») либо страхованием машин, корпуса, оборудования судов. Судно представляет собой инженерное сооружение, которое способно плавать, имеет предназначение для перевозки людей и грузов, исполнения разнообразных работ. Как правило, страхованию должны подлежать суда, которые используются в мореплавании торгового направления. Для целей страхования под торговым мореплаванием традиционно понимается деятельность, которая связана с использованием морских судов для перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты; рыбного и других промыслов в море; разведки и выработки минеральных и иных неживых ресурсов; ледокольной и лоцманской проводки, спасательных, поисковых и буксирных операций, подъема утонувшего имущества, подводно-технических, гидротехнических и иных схожих работ; охраны морских промыслов, карантинного, санитарного и иного контроля; сохранения и защиты морской среды; произведения морских научных исследований; спортивных, учебных, культурных и других целей.

К главным рискам, которые подлежат покрытию морским каско, традиционно относят:

Страхование грузов. При таком виде страхования широчайшее распространение обрели Оговорки Института Лондонских страховщиков. Эти правила, которые разработаны страховщиками британского происхождения, используют практически все страховые компании в мировом пространстве, который осуществляют страхование грузов. Правила предусматривают три главных вариации страхования:

Страхование фрахта. В этом случае страхованию подлежит валовая сумма фрахта, которая включает прибыль судовладельца, а также совокупность расходов по страхованию.

Страхование гражданской ответственности для судовладельцев. Наиболее часто реализуется посредством клубов по взаимному страхованию на условиях, которые выработаны этими организациями.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Понятие страхования фрахта и его элементы

По существующей классификации разновидностей морского страхования каско судов страхование фрахта включено в эту группу страховых правовых отношений.

С точки зрения морского страхования, фрахт является денежным вознаграждением, которое морской перевозчик получает или должен получать за грузовую перевозку.

В такой связи страхование фрахта является страхованием денежной платы (в валюте страхования), взимаемой морской перевозчиком за грузовую доставку. Объектом морского страхования в таком случае является фрахт. Страховым интересом по отношению к объекту морского страхования обладает или грузоотправитель, или морской перевозчик, или они совместно. Эта особенность в возникновении и реализации существующего страхового интереса объяснена условиями оплаты фрахта. В данном случае, когда вся сумма фрахта оплачивается авансом, то страховым интересом обладает отправитель груза. В том случае, когда оплата за грузовую перевозку предусмотрена после выгрузки, то интересом по отношении к фрахту обладает морской перевозчик. Возможна вариация, когда страховой интерес по отношению к фрахту могут иметь совместно и морской перевозчик, и грузоотправитель, что обуславливается порядком денежных расчетов за фрахт, отталкиваясь от определенных условий заключенного договора по фрахтованию.

Помимо этого, в зарубежной практике по международному морскому судоходству сама терминология «фрахт» может использоваться также для обозначения грузовых транзитов. Тогда под страхованием фрахта может пониматься морское страхование грузовых транзитов. В том и заключается двойное толкование фрахта, как объекта морского страхования отталкиваясь определенного смыслового значения, которое вкладывается в это понятие, применительно к определенным договорным отношениям, устанавливаемым по поводу морской грузоперевозки.

Страховой интерес грузовладельца имеет место, когда фрахт по договору морской перевозки груза подлежит оплате при всех условиях, в том числе в случае гибели судна с грузом.

Возмещение по страхованию фрахта

Оплата возмещения по страхованию объявленной посредством страховой суммы денежной величины фрахта гарантирует владельцу груза определенную денежную компенсацию в связи с оплатой (частично или полностью) груза, который предназначен к перевозке морем. Когда фрахт подлежит оплате по грузовой доставке в порт назначения, то такое страхование обеспечивает интересы и грузовладельца, и перевозчика.

Морской перевозчик не получает фрахт, если судно не осуществит доставку груза в порт назначения (к примеру, по причине гибели), а владелец груза будет обязан оплачивать фрахт при доставке груза морским перевозчиком хотя бы в поврежденной форме. На практике считается, что морской перевозчик имеет интерес в страховании фрахта лишь на случай абсолютной гибели всего груза либо его части. Заинтересованность владельца груза в страховании фрахта — при всех остальных последствиях случаев по страхованию, от которых страхуется груз, который предназначен к морской перевозке.

Если страховым интересом обладает морской перевозчик, то фрахт будет приниматься на страхование в таком же порядке, что и судно. Если страховым интересом обладает грузовладелец, то фрахт будет приниматься на страхование в том же порядке, что и груз.

Особенности страхования фрахта

Подписание договора фрахтования несет в себе определенные риски для каждой стороны, участвующей в договоре, то есть для владельца судна и фрахтователя. К числу наиболее важных рисков относят объем ответственности владельца судна (перевозчика) за груз, который принят к перевозке морем.

Условия чартера должны гарантировать фрахтователю направление судна в безопасный порт — убежище. Понятие безопасный порт / безопасный причал (safe port / safe bert) является весьма широким. Означает оно причал/порт, к которому судно в назначенный момент может подойти либо отойти без какой-то угрозы его безопасности. Во множестве случаев условия договора по фрахтованию, которые содержатся в чартере, могут являться основанием для предъявления регрессного иска против фрахтователя по причине отсутствия гарантий безопасного причала/порта.

Предметом заявленных претензий могут являться убытки и имущественные потери и (к примеру, ущерб, который возник при жестком контакте борта судна с причалом, по причине нарушений требований безопасности). В международной морской практике такие заявленные претензии по факту причинения ущерба обрели наименование «unsafe port claims». Удовлетворение таких претензий, которые отвечают имущественным интересам владельца судна и морского страховщика, во множестве зависит от соответственных действий со стороны:

При фрахтовании судна наиболее важным является точное определение объема понятия безопасный порт. Ссылка в чартере на наличие безопасного порта считается недостаточной. Необходимы дополнительные условия, которые накладывают обязанности на фрахтователя. При их пользовании у морского страховщика или владельца возникают правовые основания для предъявления регрессного иска.

Вне зависимости от условий договора по фрахтованию, на капитане судна лежат обязательства по тщательной проверке существующих условий для навигации в порту, который обозначен договором фрахтования. В виду имеется контроль над условиями навигации в портовых границах, то есть в период маневров, которые совершаются судном при стоянке, входе и выходе из акватории безопасного порта. Если в акватории порта глубина будет меньше требуемой для безопасного маневрирования и прохода судна, то капитан должен незамедлительно ставить в известность о таком факте фрахтователя, а фрахтователь обязуется заменять порт захода. Подобным образом следует поступать, когда базовые размеры судна оказываются больше габаритов мостов и подобных сооружений, под которыми судно должно идти при подходе к безопасному порту.

Страхование гражданской ответственности фрахтователей

В соответствии с терминологией транспортной логистики фрахтователем является физическое или юридическое лицо, обязующееся в соответствии с договором фрахта оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких судов, используемых им для перевозки грузов, пассажиров или багажа.

Страхование ГО фрахтователей – один из видов страхования судовладельцев, обеспечивающий защиту на случай наступления ответственности страхователя — лица, арендующего судно, перед третьими лицами.

Арендодатель может нести полную либо частичную ответственность за судно и экипаж. Во втором случае большая часть требований по обеспечению страхованием гражданской ответственности ложится на судовладельца. Страхованием ответственности фрахтователей занимаются страховые компании и клубы взаимного страхования, или P&I клубы.

Объектом страхования ГО фрахтователей выступают имущественные интересы страхователя, связанные с необходимостью возмещения ущерба, причиненного им другим судовладельцам или третьим лицам в процессе эксплуатации судна.

Помимо ущерба, причиненного страхователем третьим лицам в процессе эксплуатации судна, возмещению подлежат судебные издержки, иные расходы по предотвращению и уменьшению убытков. В том числе — по расследованию обстоятельств наступления страхового случая.

При определении объема страхового покрытия следует различать статус фрахтователей. Обычно фрахтователь по бербоут-чартеру (фрахтование судна без экипажа) принимает на себя весь объем связанных с эксплуатацией судна прав и обязанностей. Фрахтователи по тайм-чартеру и рейсовому чартеру должны получить страховое покрытие только в отношении своих интересов.

Стоит ли отказываться от полиса страхования ГО фрахтователя?

Отказ от страхования ГО фрахтователя нецелесообразен по целому ряду причин. Во-первых, в соответствии с законодательством большинства стран данный вид страхования относится к обязательному. Во-вторых, страхование ГО фрахтователя – уникальное решение, открывающее перед страхователем множество дополнительных возможностей.

Если вы правильно выберете страхового партнера, то сможете рассчитывать на определенные преимущества. Так, помимо страховых компаний и клубов взаимного страхования судовладельцев, существует специальный клуб фрахтователей. Его члены получают не только страховую защиту, но и комплекс востребованных нестраховых услуг. Членами данного клуба могут быть тайм-чартерные, рейсовые и иные фрахтователи (кроме фрахтователей по бербоут-чартеру). Естественно, попасть в клуб достаточно сложно, однако компания TFG Insurance готова вам в этом помочь.

Страхование ГО фрахтователей от TFG Insurance

Специализация компании на работе с ведущими страховщиками (как на территории России, так и за ее пределами) позволяет нам быстро подбирать для клиентов оптимальные страховые решения. Мы моделируем полис с учетом ваших требований и возможностей: устанавливаем предпочтительные объемы страхового покрытия, определяем допустимую величину страховой премии и страховой суммы. Сотрудничая с нами, вы можете рассчитывать на получение корпоративных скидок и комплексную поддержку на протяжении всего срока действия полиса. К вашим услугам call-центр компании и персональный менеджер, сопровождающий ваш договор.

Как получить полис?

Помимо страхования ГО мы предложим вам и другие страховые продукты, созданные для защиты интересов фрахтователей и владельцев судна:

С TFG Insurance вы можете не задумываться о существующих рисках: мы не в силах предотвратить наступление тех или иных событий, однако непременно защитим вас от их негативных последствий.

Морское страхование/речное страхование – это страхование рисков, сопровождающих морское и речное судоходство и транспортировку грузов посредством морского/речного транспорта. Оно объединяет различные виды страхования имущества и ответственности, включает страхование морских/речных судов, фрахта, грузов и ответственности судовладельцев перед третьей стороной, страхование экипажей судов

Значимость морского/речного страхования обусловлена характером опасностей, связанных с морским/речным судоходством, внушительной стоимостью морских/речных судов и масштабностью грузовых перевозок.

ООО РСО «ЕВРОИНС» имеет богатый опыт по страхованию ответственности, имущества, и грузов для речных и морских судоходных компаний. Наши специалисты обладают уникальными знаниями и навыками по страхованию любого типа судов и ответственности при их эксплуатации.

Условия страхования морских перевозок

Все условия страхования грузов и ограничения изложены в Правилах страхования

Страховщик обязан возместить:

— убытки Страхователя (Выгодоприобретателя) от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой
причине;

— убытки, расходы и взносы по общей аварии в пределах доли, приходящейся на Страхователя (Выгодоприобретателя), как владельца застрахованного груза. При этом убытками, расходами и взносами по общей аварии являются убытки, расходы и взносы, понесенные Страхователем (Выгодоприобретателем) вследствие произведенных намеренных, разумных и чрезвычайных расходов в целях спасания груза от общей вместе с судном и фрахтом опасности;

— все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Договор страхования заключается на условии возмещения Страховщиком убытков по причине:

а) гибели или повреждения застрахованного груза в результате:
— пожара или взрыва;
— посадки судна на мель, выброса судна на берег, затопления или перевертывания судна, лихтера или баржи;
— опрокидывания или схода с рельс наземного перевозочного средства;
— дорожно-транспортного происшествия;
— столкновения или соприкосновения судна, лихтера или баржи или другого перевозочного средства с любым посторонним предметом кроме воды;
— выгрузки груза в порту убежища;
— землетрясения, извержения вулкана или удара молнии.
б) гибели или повреждения застрахованного груза в результате:
— пожертвования при общей аварии;
— смытия водой или выбрасывания за борт палубного груза;
— проникновения морской, речной или озерной воды в судно, лихтер или баржу, прочее перевозочное средство, контейнер, подъѐмник или место хранения.
в) полной гибели целого места груза, упавшего за борт или уроненного в ходе погрузки на судно, лихтер или баржу, а также
выгрузке с них.

Institute Cargo Clauses (C)

— убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие вследствие крушения, столкновения с любым внешним предметом, в том числе с другим транспортным средством, посадки на мель, выброса на берег, затопления, опрокидывания, падения или схода с рельсов перевозочного средства, дорожно-транспортного происшествия, пожара или взрыва на транспортном средстве;
— убытки только от полной гибели всего или части груза, происшедшие в следствие стихийных бедствий, пропажи транспортного средства без вести, несчастных случаев при приемке, выгрузке и приеме судном топлива;
— убытки, расходы и взносы по общей аварии в пределах доли, приходящейся на Страхователя (Выгодоприобретателя), как владельца застрахованного груза;
— все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Страхование грузов компании

Страховая компания ЕВРОИНС осуществляет страхование грузов с 2006 года, предоставляя клиентам широкий спектр индивидуальных страховых решений для предприятий различных отраслей.

Страхование грузов и грузоперевозок — одна из самых востребованных страховых услуг. Это связано с тем, что перевозка груза подвержена множеству рисков, а страхование позволяет покрыть убытки, связанные с повреждением или потерей груза.

К примеру, количество контейнеров, теряемых в море каждый год, измеряется в тысячах. Поэтому стоит задуматься о том, что цена страховки груза во много раз окупится в случае наступления
страхового случая.

Стоимость страхования товара

Как узнать сколько стоит застраховать груз при перевозке? Стоимость страхования товара компании при транспортировке зависит от многих факторов, среди которых:
— тип выбранной страховки груза и грузоперевозки;
— стоимость и тип груза, габариты, вид упаковки;
— регион и расстояние застрахованной перевозки;
— вид транспорта, сопровождение и способ перевозки груза;
— хранение и особенности погрузки и разгрузки.

Комплексная программа страхования морских рисков включает

Страховое агентство «GALAXY страхование» поможет Вам подобрать программы страхования, которые подойдут как для крупных судоходных компаний, так и для частных лиц – владельцев средств водного транспорта (яхт, катеров и иных плавучих средств).

Особенностью работы в морском страховании является отлаженная система, при которой андеррайтингом морских рисков, подготовкой и сопровождением договоров страхования, а также урегулированием морских претензий и убытков занимаются специалисты, как правило, одного подразделения. Это позволяет быстро и своевременно реагировать на проблемы судовладельцев, возникающих в судоходном бизнесе и оказывать эффективную помощь судовладельцу в любой точке мира в
течение 24 часов, используя, в том числе профессиональные услуги признанных на международном рынке сюрвейерских, аджастерских и адвокатских компаний.

Страхование по желанию судовладельца может осуществляться как на условиях правил страхования написанных под российские страховые компании, так и на условиях ведущих западных страховых рынков по страхованию судов, в частности Английских условиях страхования (ICC).

Страхование корпуса, машин и механизмов судна (H&M — КАСКО)

1. Убытками вследствие полной гибели судна (фактической, конструктивной или пропажей без вести) и расходы по устранению повреждений и/или поломок его корпуса, механизмов, машин, оборудования

2. Убытками, расходами и взносами по общей аварии по доле судна;

3. Необходимыми и целесообразно произведенными расходами по спасанию судна;

4. Необходимыми и целесообразно произведенными расходами по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытка, если убыток возмещается по договору
страхования.

Страхование от потери фрахта (Loss of Hire)

При страховании КАСКО судна в покрытие может быть включено дополнительно страхование от потери фрахта. В этом случае возмещению подлежат также убытки от потери фрахта в период аварийного простоя судна.

Период аварийного простоя исчисляется с момента наступления страхового случая и включает в себя время спасательных операций и ремонта по устранению повреждений, возникших в результате страхового случая.

Страхование гражданской ответственности судовладельца (P&I)

Могут быть застрахованы следующие виды ответственности:

Дополнительно в страховое покрытие можно включить следующие риски

На страхование принимаются принадлежащие физическим и юридическим лицам маломерные суда (яхты, катера, водные мотоциклы, а также другие моторные и несамоходные средства малого тоннажа).

Страховое покрытие может включать следующие виды рисков

  1. Страхование корпуса, механизмов и оборудования маломерных средств водного транспорта (МСВТ), варианты страхования:

2. Страхование ответственности владельцев маломерных средств водного транспорта, вследствие:

3. Страхование от несчастных случаев (членов экипажа, пассажиров маломерных судов) предусматривает возмещение ущерба в случае.

Чтобы минимизировать риски при международной транспортировке грузов необходим договор страхования. Его наличие гарантирует возмещения стоимости, в случаях если груз будет утерян, уничтожен или повреждён.

Страхование грузов в международных перевозках относится к сфере имущественного страхования. Договор страхования определяет права, обязанности и ответственность сторон. При его заключении нужно опираться на правовые нормы страхового законодательства.

Каким рискам подвергается груз при транспортировке

В отношении наступления неблагоприятных для груза последствий можно выделить:

Какие случаи не признаются страховыми

Убытки при транспортировке не получится возместить, если груз был испорчен или утерян в результате нестрахового случая:

Также по правилам страхования за порчу или утрату груза возмещение платится в оговоренных случаях.

Кроме того, если возмещение стоимости оговорено именно при том или ином виде перевозки, страховая компания может потребовать это доказать.

Пример — дело № А40-155546/2017, постановление по которому за номером № Ф05-12168/2018 13 августа 2018 года вынес АС Московского округа. Страховая компания пыталась доказать, что случай с повреждением груза (неправильное раскрепление в контейнере) является нестраховым, несмотря на то, что согласно полису, груз был застрахован с ответственностью «за все риски». Суд страховую компанию не поддержал и предписал возместить убытки.

Что нужно прописать в договоре страхования груза

В договоре страхования в обязательном порядке необходимо указать:

Грузы можно разделить на несколько групп — в зависимости от их специфических особенностей: по назначению, лёгкости разрушения, способу транспортировки.

Защиту любых категорий товаров в международных перевозках предусматривает страхование карго. Данная процедура обеспечивает страховую защиту на всех стадиях перемещения товара между пунктами.

Классическая схема транспортировки может состоять из пяти этапов:

Схему поставки можно упростить. Например, перевозить груз одним транспортом, использовать самовывоз и т.п.

При подписании договора страхования груза нужно заострить внимание на формулировке условий. Это поможет избежать судебных разбирательств из-за затягивания с выплатами возмещения при наступлении страховых ситуаций.

По срокам действия договор может заключаться:

Последний вариант удобно использовать, если компания постоянно пользуется услугами транспортировки и перевозит однотипные грузы.

Как страхование груза отражается в торговых соглашениях

Для международной торговли используются условия поставки «Инкотермс», регламентирующие ответственность Продавца и Покупателя при перевозке товара из-за границы.

При заключении торговых контрактов в международной торговле применяются общепринятые стандартные условия поставки. В них отражаются и условия страхования:

CIF. В числе прочих продавец до сдачи груза в пункте назначения несёт затраты по страхованию груза от морских рисков, включая и страховку фрахта.

FOB. Любые расходы от погрузки на судно, включая риски, несет покупатель.

FAS. Продавец отвечает за доставку объекта в порт отправки, разгрузку и размещение в оговоренном с покупателем пункте. Затем риски и расходы (от погрузки на судно в пункте отправления до прибытия в пункт назначения) производит покупатель.

CAF. Покупатель несет расходы по товарной стоимости, страхованию от морских рисков (от погрузки на судно до его прихода в пункт назначения).

Как правило, каждая сторона несет ответственность за страхование груза на своей части маршрута. Например, если Вы покупаете товар на условиях FOB, порт отгрузки — Продавец будет нести ответственность за доставку товара и страхование до момента погрузки на борт.

От чего зависит стоимость страхования груза

Для расчёта стоимости страховые компании пользуются тарифной сеткой. Также учитываются маршрут, вид транспорта, наличие упаковки. В среднем, цена составляет от 0,05% до 0,3% от объявленной стоимости груза.

На стоимость страхования влияет характер груза. Наименьшая ставка страхования работает в отношении грузов с наименьшим риском повреждения (камень, металлы и т.п.). Если груз хрупкий (стекло), страховка обойдётся дороже.

Отдельные типы грузов требуют специального согласования. В их числе ювелирные украшения, драгоценные камни и металлы, наличные деньги, произведения искусства, боеприпасы, товары с акцизными марками, растения и животные.

Какая сумма обозначается в качестве страховой

Обычно в качестве страховой суммы используют стоимость груза по контракту с поставщиком, но её можно увеличить на стоимость перевозки и до 10% от стоимости груза в счёт ожидаемой прибыли.

Что нужно знать об уровнях риска для различных видов транспорта

Для каждого вида транспорта процентная ставка своя. Её страховщики рассчитывают исходя из уровня риска (таблица 1).

Таблица 1. Уровни транспортного риска

При международных перевозках морским транспортом страхуется любой имущественный интерес, связанный с мореплаванием, в том числе перевозимые грузы и потеря фрахта (упущенная коммерческая выгода, связанная с перевозкой).

В условиях страхового соглашения должны присутствовать:

Отличительной особенностью такого соглашения является абандон. Он подразумевает, что страхователь, чтобы получить страховое возмещение в полном объёме, должен отказаться от груза. При этом право на имущество получает страховщик. Абандон можно объявить в случаях:

При авиаперевозках страхуется любой груз. Размер страховки зависит от типа груза, расстояния и прочих факторов. В страховом соглашении можно предусмотреть два варианта ответственности.

Договор страхования международных авиаперевозок в обязательном порядке должен содержать полную информацию о грузе:

Перед подписанием контракта груз следует тщательно осмотреть и при необходимости включить в соглашение дополнительные пункты.

При перевозке автомобильным транспортом обязательное условие — страхование гражданской ответственности (ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).

Оно представляет собой способ защиты автовладельцев и направлено на возмещение ущерба. К такому страхованию, как правило, прибегают транспортные организации и собственники перевозимых товаров.

Какие схемы страхования груза при международных перевозках можно выбрать

При страховании груза можно воспользоваться одной из трёх стандартных схем, предлагаемых страховщиками (таблица 2).

Обратите внимание, что само по себе условие «все риски» не означает, что любые действия, которые приведут к гибели имущества, подпадут под обстоятельства, с которыми организация связывает выплаты.

Не получится взыскать возмещение, если причина утраты не вошла в перечень страховых случаев.

Также в договоре может присутствовать уточнение, какие случаи страховщик исключает из перечня. Например, груз застрахован на условиях «С ответственностью за все риски», исключая убытки от мошеннических действий в соответствии со статьей 159 УК РФ.

В данном случае, если груз будет потерян в результате преступных действий третьих лиц, получить возмещение не получится (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.10.2017 № 309-ЭС17-9038 № А50-14345/2016).

На такие нюансы следует обратить внимание при заключении договора.

Кто может застраховать груз

Владелец груза может застраховать его самостоятельно, либо возложить эту обязанность на перевозчика. Чтобы убедиться в исполнении, в договоре следует обозначить обязанность предоставить подтверждающие документы.

Как на ставку страхования влияет маршрут

Под территорией действия страховки подразумевают страну или ряд стран, через которые проходит маршрут следования груза. Страховка на груз распространяется не только на перемещение, но и на этапы перегрузки и временного хранения на перевалочных складах.

В данном случае страхователи учитывают стихийные бедствия, наличие конфликтов и беспорядков на территории транспортировки. К примеру, застраховать груз, оправляемый из Европы или Северной Америки, обойдётся дешевле страховки груза, вывозимого или перемещаемого по территории стран Азии или Африки.

Как на страховку влияет упаковка груза

Открытая упаковка представляет больший риск, нежели закрытая. Поэтому, груз, перевозимый в контейнере или другой сплошной упаковке, будет рассчитываться по меньшей ставке.

Как использовать франшизу при страховании грузоперевозок

Франшиза, в данном случае, — это сумма, не выплачивается страховой компанией в случае убытка, то есть вычитается с выплаты. Франшиза может быть условной и безусловной.

Условная франшиза — это определённая сумма, установленная в договоре. Если убыток, образовавшийся при перевозке груза, превысил эту величину, страховая компания покрывает его полностью.

Сумма безусловной франшизы вычитается с выплаты при покрытии размера убытка (вне зависимости от его размера). В данном случае страховая компания покроет убыток, но вычтет безусловную франшизу.

При страховании международных перевозок следует указать все возможные виды рисков. Страховщики будут обязаны покрыть ущерб, если произошло крушение транспорта или груз был частично или полностью утерян или испорчен в результате противоправных действий со стороны третьих лиц. В полис также следует включить пункт по возмещению расходов, связанных с розыскными мероприятиями или действиями по спасению транспортируемого груза.

Какими правовыми нормами следует руководствоваться

Процедура страхования для внутренних перевозок довольно распространена. Но нужно рассчитывать различные нюансы. Например, согласно законодательству РФ, груз можно застраховать только один раз. Сделать это можно через страховую или транспортную компанию. За исключением страхования груза при морской перевозке руководствоваться следует нормами, регламентирующими имущественное страхование.

К нормам законодательства в РФ, применимым к вопросам страхования грузов, в первую очередь относятся Гражданский кодекс и закон «Об организации страхового дела в РФ». Закон не устанавливает исчерпывающий перечень видов страховых случаев и способов защитить товар (ч. 4 ст. 395 ГК). Виды перевозок, правила, расценки и прочие условия участники правоотношений могут установить самостоятельно.

При международных перевозках в договоре страхования стороны согласовывают право страны перевозчика или выбирают право страны для регулирования страхования (ст. 5 Регламента № 593/2008 Европейского парламента и Совета ЕС г. Страсбург 17.06.2008). Страхование грузов в международных перевозках в отдельную группу не выделено и осуществляется по правилам, применяемым ко всем видам товаров. Данное положение подтверждается законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Морское страхование ГК РФ выделяет как специальный вид страхования. При морской транспортировке грузов, следует руководствоваться нормами, отраженными в Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ст. 271).

При наступлении страхового случая возмещение происходит за счет фондов, сформированных страховщиком из уплаченных премий (взносов), а также за счет иных средств (ст. 1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-10).

Понятие морского страхования

Морское страхование является крупнейшей отраслью страхования, составляющей базис транспортного страхования. Морское страхование обладает собственным назначением покрытия рисков, которым товары или судно могут подвергаться в ход морских перевозок. Все морские риски условно можно подразделять на обычные (возникающие по факту перевозки) и военные (проложенные вне условий перевозки).

Морской путь является временем стоянки, временем перевалки, складирования речной, промежуточной, сухопутной перевозки.

Страхователем может являться любое лицо, которое имеет законный имущественный интерес в морской перевозке либо в ее составных частях, получает выгоду от его благополучного завершения либо ущерб от повреждения, потерь. Можно страховать не только уже существующий интерес, но и ожидаемый от благополучного исхода морского предприятия.

Сумма страхования должна соответствовать страховой стоимости, но при грузовом страховании сюда может включаться ожидаемая прибыль.

Страхование КАСКО, обеспечивающее покрытием по страхованию речные, морские, строящиеся суда, газодобывающие и нефтеперерабатывающие платформы. В объем покрытия включен корпус судна, его оснащение и двигатель. Суда могут страховаться на обусловленную сумму сроком на один год либо на период рейса.

Страховщики могут принимать на страхование любой интерес имущественного типа, который связывается с эксплуатацией судна от любых опасностей и случайностей в период постройки судна. Самая крупная сфера деятельности является страхованием торговых судов.

Договор по страхованию судов может заключаться на основе письменного заявления, в котором излагается точная информация о судне, сумме страхования, условиях страхования. Если судно страхуется на один рейс, то отмечается пункт начала и завершения рейса, пункты захода и длительность рейса. Если судно застраховано на определённый срок, то называется район плавания и срок по страхованию. Традиционно из страхового покрытия по страхования КАСКО исключаются:

Страхование КАРГО является страховой защитой грузов на всем протяжении его перемещений, согласно принципу «от склада до склада», в основном страхование производится по стандартным условиям. Страховой договор может предусматривать грузовую перевозку партиями либо частично, но притом в страховом договоре страховая сумма будет указываться целиком на весь груз, а ответственность страховщика по каждой партии груза будет определяться исходя из доли такой партии в совокупной страховой сумме, обыкновенно, такие договоры предусматривают безусловную или же условную франшизу.

Страхование ответственности является частью рисков гражданской ответственности, которые могут покрываться договорами страхования. Но важно учитывать, что опасности, которые возникают в период плавания, не всегда обеспечиваются защитой страхования, и не в абсолютном объеме могут покрываться убытки от столкновения судов. В таких случаях покрытие по страхованию обеспечивается клубами возмещения и защиты.

Елизавета Камнева
Оцените автора
VidStrahovki.ru
Добавить комментарий