- Условия страхования морских перевозок
- Страхование грузов компании
- Стоимость страхования товара
- Страхование морских перевозок в ЕВРОИНС это
- Немного истории
- А что сейчас?
- Методика морского страхования
- О страховании КАСКО судов подробнее
- Как рассчитать страховую сумму?
- Как заключить договор страхования судна КАСКО?
- Страхование грузов на судах
- Страхование грузов в контейнерах
- Составляем договор морского страхования грузов
Условия страхования морских перевозок
Страховщик обязан возместить:
— убытки Страхователя (Выгодоприобретателя) от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой
причине;
— убытки, расходы и взносы по общей аварии в пределах доли, приходящейся на Страхователя (Выгодоприобретателя), как владельца застрахованного груза. При этом убытками, расходами и взносами по общей аварии являются убытки, расходы и взносы, понесенные Страхователем (Выгодоприобретателем) вследствие произведенных намеренных, разумных и чрезвычайных расходов в целях спасания груза от общей вместе с судном и фрахтом опасности;
— все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
С ответственностью за частную аварию Institute Cargo Clauses (B)
Договор страхования заключается на условии возмещения Страховщиком убытков по причине:
а) гибели или повреждения застрахованного груза в результате:
— пожара или взрыва;
— посадки судна на мель, выброса судна на берег, затопления или перевертывания судна, лихтера или баржи;
— опрокидывания или схода с рельс наземного перевозочного средства;
— дорожно-транспортного происшествия;
— столкновения или соприкосновения судна, лихтера или баржи или другого перевозочного средства с любым посторонним предметом кроме воды;
— выгрузки груза в порту убежища;
— землетрясения, извержения вулкана или удара молнии.
б) гибели или повреждения застрахованного груза в результате:
— пожертвования при общей аварии;
— смытия водой или выбрасывания за борт палубного груза;
— проникновения морской, речной или озерной воды в судно, лихтер или баржу, прочее перевозочное средство, контейнер, подъѐмник или место хранения.
в) полной гибели целого места груза, упавшего за борт или уроненного в ходе погрузки на судно, лихтер или баржу, а также
выгрузке с них.
Без ответственности за ущерб, кроме случаев крушения
Institute Cargo Clauses (C)
— убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие вследствие крушения, столкновения с любым внешним предметом, в том числе с другим транспортным средством, посадки на мель, выброса на берег, затопления, опрокидывания, падения или схода с рельсов перевозочного средства, дорожно-транспортного происшествия, пожара или взрыва на транспортном средстве;
— убытки только от полной гибели всего или части груза, происшедшие в следствие стихийных бедствий, пропажи транспортного средства без вести, несчастных случаев при приемке, выгрузке и приеме судном топлива;
— убытки, расходы и взносы по общей аварии в пределах доли, приходящейся на Страхователя (Выгодоприобретателя), как владельца застрахованного груза;
— все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
Страхование грузов компании
Страховая компания ЕВРОИНС осуществляет страхование грузов с 2006 года, предоставляя клиентам широкий спектр индивидуальных страховых решений для предприятий различных отраслей. Страхование грузов и грузоперевозок — одна из самых востребованных страховых услуг. Это связано с тем, что перевозка груза подвержена множеству рисков, а страхование позволяет покрыть убытки, связанные с повреждением или потерей груза.
К примеру, количество контейнеров, теряемых в море каждый год, измеряется в тысячах. Поэтому стоит задуматься о том, что цена
страховки груза во много раз окупится в случае наступления страхового случая.
Стоимость страхования товара
Как узнать сколько стоит застраховать груз при перевозке? Стоимость страхования товара компании при транспортировке зависит от многих факторов, среди которых:
— тип выбранной страховки груза и грузоперевозки;
— стоимость и тип груза, габариты, вид упаковки;
— регион и расстояние застрахованной перевозки;
— вид транспорта, сопровождение и способ перевозки груза;
— хранение и особенности погрузки и разгрузки.
Чтобы узнать точную стоимость страховки груза при перевозке, воспользуйтесь формой онлайн расчета. Буквально за 2 минуты Вы
получите ответ на вопрос, сколько стоит страхование вашего груза.
Страхование морских перевозок в ЕВРОИНС это
Весной этого года в водах Суэцкого канала разыгралась настоящая трагедия. В марте контейнеровоз Ever Given во время своего рейса из Китая в Роттердам сел на мель в канале, полностью перегородив его. Навигация в Суэце была нарушена неделю – именно столько времени понадобилось на разблокировку канала. Подробнее об этом случае можно почитать в нашей статье.
Пострадавших в этой истории много. Судовладелец Ever Given, по итогам достигнутых договоренностей с администрацией Суэцкого канала, должен будет выплатить почти миллиард долларов США компенсации. Однако, и он сам, и владельцы грузов, которые находились на борту контейнеровоза, также являются потерпевшей стороной. Кто же возместит убытки от причиненных судну повреждений, вследствие посадки на мель? Страховая компания поможет оплатить расходы.
Немного истории
Морское страхование – совершенно необходимая мера безопасности для каждого судовладельца, оператора корабля или грузоперевозчика. Хотя морской страховой договор и не на слуху у обывателя, на самом деле страхование водных судов – самая древняя отрасль.
Морское путешествие всегда сопровождалось рисками. Пострадать мог и сам корабль, попав в шторм или сев на мель, и грузы, которые могли повредиться во время качки или испортиться из-за затянувшегося по каким-то причинам рейса. Неудивительно, что мореплавателей так волновало желание как-то уберечь себя и свое имущество от лишних финансовых затрат.
В Средние века самыми успешными купцами-мореплавателями в Европе были флорентинцы, генуэзцы и венецианцы. Уже в 14 веке они заключали договоры страхования грузов и кораблей, имели реальные прецеденты по выплатам страховых возмещений: подтверждение тому было найдено в документальных архивах Генуи, датируемых серединой 14го века.
Британцы и голландцы несколько столетий спустя ощутимо продвинулись как в вопросах построения мощного военного и торгового флота, так и в страховании. Впервые Закон о морском страховании был принят в 1600 году в Англии. Тогда же была составлена форма полиса и разработаны правила страхования судов и грузов, которыми пользуются и сейчас.
А что сейчас?
Страхование морских и речных судов сегодня так же востребовано, как и сотни лет назад – на долю судоходства приходится 90% мировой торговли. Объектом страхования может быть любой имущественный интерес: судно, груз, фрахт, ожидаемая прибыль от груза, заработная плата членов экипажа, ответственность судовладельца и прочее.
Интересно, что в последние годы страхование водных судов стало востребованным не только у крупных морских компаний (судовладельцев, грузоперевозчиков, операторов кораблей), но и у частных лиц. Дело в том, что количество маломерных судов (яхт, катеров) растет с каждым годом, а рисков у такого вида транспорта немногим меньше, чем, скажем, у крупных нефтеналивных танкеров. На моторных или парусных яхтах так же может стоять дорогостоящее оборудование, повреждение которого очень дорого обойдется хозяину. А есть риски, которым более подвержены именно маломерные суда – вряд ли кто-то попробует украсть военный эсминец, а вот угон катера от причала, кажется, все-таки более осуществим. Да и в целом, профессионалы и любители, которые занимаются яхтенными видами спорта, прекрасно знают непреложное правило: выйти на большую воду без страховки недопустимо.
Методика морского страхования
Необходимо уточнение – не все перечисленные виды страхования являются заботой судовладельца. Конечно, сам корабль, его оборудование и корпус, представляет имущественный интерес для собственника судна. Он и заинтересован в морском страховании КАСКО.
А вот застраховать груз – головная боль грузоперевозчика. Что же касается гражданской ответственности и экипажа, то здесь заинтересованной стороной является компания, которая судно эксплуатирует (и не всегда эта организация является владельцем корабля).
О страховании КАСКО судов подробнее
Судно совершенно любого типа может быть застраховано в рамках данного вида страхования. Но какие вообще виды судов мы знаем?
Как видите, разнообразие водного транспорта огромно. Потому и страховые риски для разных видов судов могут быть разные. В ЕВРОИНС выделяют четыре основных типа рисков в рамках страхования КАСКО:
Сложно сказать, от каких именно рисков стоит защитить свое судно собственнику. С одной стороны, чем более полный пакет страхования вы выберете, тем выше будет стоимость страховки. С другой стороны, в мировой истории судоходства уже были примеры, когда владельцы корабля очень недооценивали возможные риски. Как известно, на всякое непотопляемое судно найдется свой айсберг.
Однако, необходимо понимать, что полное страхование судна не снимает ответственности с судовладельца за состояние его корабля. Так, если страховая компания сможет доказать, что в рейс было отправлено судно, не прошедшее соответствующую техническую проверку, в неисправном состоянии, ветхое – ждать выплаты по договору в случае аварии не стоит.
Как рассчитать страховую сумму?
Сумма страхования зависит от стоимости вашего судна на момент заключения договора. Существует несколько методов для расчета стоимости судна, один из них подразумевает привлечение специалиста-оценщика – сюрвейера.
Сюрвейер – это технический эксперт, делающий всю работу по оценке имущества. Необязательно именно корпуса корабля или его оборудования – такие оценщики нужны и при расчете стоимости перевозимого груза для страхования КАРГО. И этих же специалистов привлекают в ситуациях, для оценки ущерба в случае аварий на самом корабле или когда что-то случилось с грузом.
После проведения осмотра имущества, необходимых замеров, фото (а иногда и видео) наблюдения, готовится сюрвейерское заключение об оценке имущества. Оно и будет основанием для расчета страховой суммы.
Если сюрвейер не привлекается к оценке стоимости корабля, основанием для расчета страховой суммы будет балансовая стоимости судна или цена, указанная в договоре купли-продажи.
Как заключить договор страхования судна КАСКО?
Допустим, у вас на руках уже есть заключение сюрвейера с указанной стоимостью вашего корабля. На основании этого документа вы понимаете, какая страховая сумма будет в договоре КАСКО. Что еще от вас требуется?
Во-первых, необходимо определить срок страхования. Морские и речные суда можно застраховать на период рейса, так и на более длительное время – несколько месяцев, год и более. Правда, если вы страхуете корабль на время рейса, страховая компания запросит у вас информацию о сроках начала и окончания плавания, начальном и конечном пункте рейса, а так же обо всех портах, куда корабль должен будет зайти на протяжении маршрута плавания. Если же страховка нужна, скажем, на год, то достаточно будет указать территорию плавания.
Имея представление по всем необходимым условиям страхования, заполняется Заявление на страхование. В нем вы указываете, от каких рисков хотите застраховать корабль и на какой срок, прописываете основные технические характеристика судна и его оборудования. На основании такого заявления будет составлен Договор страхования. Все, что останется – оплатить и получить страховой полис (договор страхования).
Выбор страховой компании – тоже важная деталь. Доверять защиту своего водного транспорта лучше, конечно, профессионалам. Е ВРОИНС по итогам первого квартала 2021 года входит в ТОП-10 российских страховых компаний: поступления по страхованию морских судов КАСКО и ОСАГО составили за указанный период почти 50 млн рублей.
Страховать морские и речные суда нужно обязательно – вода хоть и прекрасная стихия, но опасная. Процедура заключения Договора страхования судна КАСКО не так сложна, как кажется – надеемся, что в статье мы смогли ответить на основные вопросы по теме. Позаботьтесь о своевременном страховании, и вперед – к новым берегам!
Страхование грузов на судах
Основными факторами при определении условий договора в страховании грузов на судах являются
Основные требования, предъявляемые страховым рынком, к судам изложены в так называемой классификационной оговорке (Institute Classification Clause). Данная оговорка предусматривает, что возраст судна (с момента постройки) не должен превышать 15 лет. К более старым судам могут применяться надбавки к страховому тарифу. Возможность страхования груза, перевозимого судном, возраст которого превышает 30 лет, рассматривается Страховщиком в индивидуальном порядке. В этом случае, Страховщик может затребовать копии классификационных документов на судно, полиса страхования ответственности судовладельца. При этом возраст судов учитывает реновации, произведенные под надзором классификационного общества, где 1SS реновация уменьшает возраст судна до 5 лет, а 2SS реновация уменьшает возраст судна до 10 лет.
Перевозка груза на палубе расценивается Страховщиком как дополнительный риск, поскольку возрастает вероятность смытия груза за борт.
Свою специфику имеет страхование перевозок судовых грузов некоторых категорий товара. Так например, в международной практике отдельные условия, разработанные Институтом Лондонских страховщиков, применяются в отношении слудующих грузов
Страхование грузов в контейнерах
Морской контейнер как стандартное многооборотное оборудование дает возможность осуществлять мультимодальные перевозки с использованием различных видов транспорта. При этом сам контейнер как транспортная тара на протяжении всей перевозки обеспечивает защиту груза от воздействия внешних факторов.
В целом страховщики в отношении страхования грузов в контейнерах достаточно лояльны, принимая во внимание следующие положительные моменты линейного судоходства
Основной проблемой, с которой сталкиваются стороны при урегулировании убытков при страховании грузов в контейнерах, является недостача груза при целостности пломбы. Сам факт недостачи не является страховым событием, если только Страхователю не удастся доказать, что подобная недостача вызвана хищением груза. Для этих целей специалисты страхового агентства «Карго Брокер» при страховании контейнерных перевозок и обнаружении недостачи в контейнере рекомендуют проведение независимой экспертизы на предмет выявления случаев вскрытия оригинальных пломб или проникновения в контейнер иным способом.
Для оформления страхового полиса на морскую перевозку груза потребуется:
— копия инвойса
— копия/проформа коносамента (букинг-нота)
— реквизиты страхователя
Морское страхование/речное страхование – это страхование рисков, сопровождающих морское и речное судоходство и транспортировку грузов посредством морского/речного транспорта. Оно объединяет различные виды страхования имущества и ответственности, включает страхование морских/речных судов, фрахта, грузов и ответственности судовладельцев перед третьей стороной, страхование экипажей судов
Значимость морского/речного страхования обусловлена характером опасностей, связанных с морским/речным судоходством, внушительной стоимостью морских/речных судов и масштабностью грузовых перевозок.
ООО РСО «ЕВРОИНС» имеет богатый опыт по страхованию ответственности, имущества, и грузов для речных и морских судоходных компаний. Наши специалисты обладают уникальными знаниями и навыками по страхованию любого типа судов и ответственности при их эксплуатации.
Мы видим следующие актуальные риски в морском и речном страховании:
Для страхования морских и речных судов мы предлагаем следующие виды страхования:
Страхование КАСКО морских и речных судов ООО РСО «ЕВРОИНС» предлагает следующие риски:
Страхование ответственности судовладельца морского транспорта ООО РСО «ЕВРОИНС» предлагает следующие виды ответственности, как в совокупности, так и отдельно:
Страхование ответственности владельца внутреннего водного транспорта в соответствии с КВВТ РФ ООО РСО «ЕВРОИНС» предлагает страхование:
В рамках страхования грузов ООО РСО «ЕВРОИНС» предлагает следующие риски:
Страхование экипажей судов ООО РСО «ЕВРОИНС» предлагает:
Кроме этого в рамках страхования экипажей судов ООО РСО «ЕВРОИНС» выдает Сертификат финансовой защиты экипажа судна в соответствии с действующей международной Конвенцией The Maritime Labor Convention, 2006 (MLC 2006).
ООО РСО «ЕВРОИНС» страхование принимает суда:
При рассмотрении и расследовании происшетвий по страхованию КАСКО судов, ответственности судовладельца, грузов ООО РСО «ЕВРОИНС» тесно сотрудничает с ведущими российскими и азиатскими сюрвейерами.
Данный облигаторный договор значительно расширяет возможности ООО РСО «ЕВРОИНС» по страхованию КАСКО судов и ответственности судовладельцев. С заключением этого уникального соглашения мы можем быть более гибкими по условиям страхования, а наши Страхователи приобретают максимальную и действительно надежную защиту!
Составляем договор морского страхования грузов
Морские перевозки считаются одним из самых безопасных способов доставки грузов, но неприятности все же случаются. В прошлой колонке я рассказал о том, в каких пределах перевозчик и капитан отвечают за перевозимый фрахт. Сегодня разберем особенности морского страхования и защиты интересов собственника груза.
Морское страхование грузов относится к имущественному виду страхования. Основными правовыми актами, которые регулируют обязательства, вытекающие из договора морского страхования грузов, являются: Кодекс торгового мореплавания (глава 15), Гражданский кодекс (глава 48) и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Существенное влияние на российское законодательство в сфере морского страхования оказало английское право, являющееся одним из наиболее развитых в этой сфере.
Согласно ст. 970 ГК РФ положения Кодекса торгового мореплавания РФ, регулирующие морское страхование, имеют специальный характер по отношению к положениям ГК РФ, что предполагает изначально приоритетное применение его норм.
По общему правилу нормы главы 15 Кодекса торгового мореплавания РФ имеют диспозитивный характер и применяются, если соглашением сторон не установлено иное (п. 1 ст. 247 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Это означает, что законодательство, регулирующее обязательства по договору морского страхования грузов, предоставляет сторонам самим устанавливать в договоре условия и только в исключительных случаях законодатель императивно регулирует данные отношения. Это связано с тем, что сторонами договора морского страхования грузов являются профессиональные субъекты хозяйственного оборота и как таковой слабой стороны в данном обязательстве нет, поэтому нет необходимости жесткого регламентирования данных правоотношений. Аналогичная позиция озвучена и в судебной практике: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 г. по делу № А42-5257/2013.
К императивным нормам, предусмотренным Кодексом торгового мореплавания РФ в части регулирования договора морского страхования грузов, можно отнести условие об абандоне, то есть об отказе от своих прав на застрахованное имущество и получении в связи с этим обстоятельством всей страховой суммы. Условие договора морского страхования грузов, противоречащее данному правилу, ничтожно.
По общему правилу договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии (ст. 252 Кодекса торгового мореплавания РФ). В то же время, учитывая диспозитивный характер регулирования данных правоотношений, стороны могут предусмотреть и иной порядок вступления в силу договора.
Законодателем установлена письменная форма договора. При этом договор морского страхования грузов может быть заключен путем подписания соглашения (генерального полиса), в котором стороны согласуют общие условия договора, без индивидуализации груза. Информацию о конкретном грузе (вид и род груза, путь следования, а также страховую стоимость и т.п.) страхователь обязан своевременно предоставлять страховщику в период исполнения договора. Неисполнение данной обязанности страхователем или выгодоприобетателем по генеральному полису позволяет страховщику отказать в страховой выплате.
При этом общий размер страхового возмещения, взносов по общей аварии и данных расходов может превышать страховую стоимость. Это объясняется различной правовой природой страхового возмещения, привязанного к страховой стоимости, и указанных дополнительных расходов.
Кодексом торгового мореплавания РФ предусмотрено еще одно обстоятельство, с которым законодатель автоматически связывает перемену лиц в обязательстве, а именно отчуждение застрахованного груза. Такое решение законодателя связано с тем, что по общему правилу интересом в сохранении груза после продажи обладает новый собственник, а личность собственника груза принципиально не влияет на увеличение страхового риска и не оказывает существенного влияния на возникшее обязательство.
Общим основанием для отказа в страховой выплате является умысел или грубая неосторожность страхователя или выгодоприобретателя либо его представителя. При определении грубой неосторожности необходимо руководствоваться, в том числе сложившейся морской практикой (определение ВС РФ от 6 февраля 2015 г. № 303-ЭС15-525 по делу № А51-2824/2014).
Законодателем предусмотрены основания для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения в связи обстоятельствами, возникновение которых не зависит от воли сторон. К таким обстоятельствам относится ядерный взрыв, радиация или радиоактивное заражение, военные или пиратские действия, народные волнения, забастовки, конфискации, реквизиции, арест либо уничтожение груза по требованию соответствующих властей, повреждение груза в результате естественных свойств груза.
На основе анализа действующего законодательства и судебной практики можно сделать вывод, что с учетом диспозитивного регулирования данных правоотношений важное значение имеет договорная работа юристов, как при определении условий договора, так и при определении применимого права. Необходима также качественная преддоговорная работа страховщика, направленная на получение информации об объекте страхования и иных сведений, влияющих на определение степени страхового риска.