Страховая защита распространяется также на жизнь и здоровье космонавтов и персонал, обслуживающий космические комплексы.
Страховой защите подлежит также гражданская ответственность за ущерб, который может быть нанесён третьим лицам и окружающей среде.
В комплекс страхования космических рисков могут быть включены также финансовые риски (косвенный финансовый ущерб), возникающий вследствие технических неисправностей и политические риски, способные задержать или отменить реализацию космической программы.
Таким образом в страховании космических рисков объединяются различные отрасли страхования: личное, имущественное и ответственности.
- Крупные страховые случаи в России
- Как устроено космическое страхование — десять главных вопросов
- Чем космическое страхование отличается от всех остальных?
- Когда начали страховать космическую деятельность?
- Что именно страхуют в космических проектах?
- Каков объем рынка сегодня?
- Сколько стоит застраховать космический аппарат?
- Это не убыточно для участников рынка?
- Кто покупает космические страховки?
- Космическая страховка обязательна для полетов в космос?
- Как будет развиваться рынок космического страхования?
- Объекты страхования космических рисков и его необходимость
- Разновидности страхования космических рисков
- Сущность страхования космических рисков
- Разновидности космических рисков
- Разновидности покрытий по страхованию космических рисков
- Возникновение страхования космических рисков
- Развитие страхования космических рисков
Крупные страховые случаи в России
Из-за уменьшения числа запусков, отсутствия крупных проектов, снижения тарифов объем рынка космического страхования в РФ сократился втрое.
В 2016 году, по статистике Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), сборы компаний, страховавших космические риски, снизились до 3,185 млрд руб., что на 63% меньше, чем годом ранее. Премия по перестрахованию сократилась на 58% и составила 926 млн руб. Страховщики выплатили 808,4 млн руб., что на 61% меньше выплат позапрошлого года. Занимаются этим бизнесом в России лишь несколько крупнейших компаний — «АльфаСтрахование», «Альянс», ВСК, «ВТБ Страхование», «Ингосстрах», СОГАЗ и «Согласие».
В целом с 2014 года объемы рынка сократились втрое. По словам руководителя Центра космического страхования «ВТБ Страхования» Павла Шутова, на это повлияли три основных фактора. Это падение тарифов по страхованию космических рисков, уменьшение количества запусков (в 2014 году — 32 запуска, в 2015-м — 26, в 2016-м — 17), а также отсутствие крупных проектов, таких как запуск дорогостоящих коммуникационных спутников, которые страховались в интересах ФГУП «Космическая связь» и АО «Газпром Космические системы». В прошлом году из 17 запусков 15 проходили по Федеральной космической программе: защитой были обеспечены ракеты-носители (РН), корабли «Прогресс» и «Союз», страховая сумма и тарифы по которым существенно ниже. Оставшиеся два запуска были осуществлены по программе Министерства обороны и не страховались.
На снижение премии особенно повлияли сокращение запусков «Протонов» после аварийного запуска космического аппарата (КА) Mexsat-1 и полная остановка запусков после аномалии в работе двигателя второй ступени при запуске КА Intelsat-31 9 июня 2016 года. К концу года стало известно о дефектах во всей партии двигателей «Протонов», в результате чего сроки возобновления стартов были перенесены.
В следующие три года сборы «космических» страховщиков также, скорее всего, будут сравнительно небольшими. В 2017 году на страхование космических аппаратов и ответственности при их запусках государство выделит 622,3 млн руб., в 2018 году — 625,9 млн, еще через год — 612,8 млн.
Участники рынка рассчитывают, что «Роскосмос» начнет также включать в договор на страхование пусков транспортных кораблей «Прогресс» грузы, которые те доставляют на МКС. До сих пор в страховую сумму включалась только стоимость ракеты и корабля.
По словам директора по андеррайтингу специальных видов страхования СОГАЗа Антона Додонова, свой вклад в сокращение объемов премии по страхованию космических рисков внесла общая тенденция снижения тарифов на страховом рынке. « Международный рынок находится в «мягкой» фазе, избыток капитала проявляется и в избыточном предложении перестраховочной емкости, что ведет к снижению ставок», — отмечает он.
Тарифы по страхованию гражданской ответственности последние несколько лет колеблются в небольшом диапазоне 0,11–0,13% от страховой суммы, так как крупных убытков в этом сегменте заявлено не было. А вот тарифы по запускам существенно менялись. Как объясняет вице-президент «Ингосстраха» Александр Подчуфаров, ставки по запуску «Протона» в несколько раз выше ставок по другим, технически надежным ракетам-носителям. После аварийного запуска мексиканского КА Mexsat-1 16 мая 2015 года тарифы на запуски «Протонов» вышли на уровень 10,5% от страховой суммы. В нынешнем году уровень ставок достиг 13% от страховой суммы, после того как был обнаружен дефект в двигателях второй и третьей ступеней РН «Протон» и производитель отозвал 71 двигатель.
Сейчас самыми конкурентными на рынке остаются ставки на запуски ракеты-носителя Ariane-5 Европейского космического агентства. 17 октября 2016 года Ariane-5 осуществила свой рекордный 75-й успешный запуск, отправив на орбиту четыре спутника Galileo. В результате ставки на запуски Ariane-5 достигли исторического минимума — 2% от страховой суммы. Для сравнения: пять лет назад разница между ставками по «Протону» и Ariane-5 составляла менее одного процентного пункта.
Ставки по страхованию на орбите также существенно изменились. В 2014 году по страхованию орбитальных группировок «Экспресс» и «Ямал» они котировались в диапазоне 2,9–4% от страховой суммы, в зависимости от технического состояния спутника. К настоящему моменту группировки пополнились иностранными космическими аппаратами, и диапазон ставок существенно снизился. Для надежных спутников они находятся на уровне 0,5–1,95%.
Как рассказывает заместитель генерального директора «АльфаСтрахования» Илья Кабачник, наиболее ярким примером является снижение тарифов по страхованию запусков РН «Союз». « По нашим оценкам, в прошлом году страхование запусков осуществлялось по тарифам ниже минимального уровня рентабельности. И неудачный запуск РН «Союз-У» с ТГК «Прогресс МС-04» в конце прошлого года, к сожалению, подтвердил правоту наших суждений. В этом году страховой рынок не мог не отреагировать на урегулированный убыток, и страховые тарифы для РН «Союз» выросли до уровня 5,5–6,5% от страховой суммы на один запуск, тогда как в прошлом году тарифы находились на уровне 4–4,5% за запуск», — комментирует Илья Кабачник.
В 2016 году на рынок страхования космических рисков стала давить тяжесть потерь, полученных годом ранее. Аварии российской ракетно-космической техники обернулись убытками в $660 млн. По словам Александра Подчуфарова, последней каплей стала гибель спутника Amos-5, в результате чего возникла ситуация, которую можно назвать «кризисом доверия» международных андеррайтеров к российской космической технике. Многие из них отказались страховать запуски и эксплуатацию российских аппаратов, другие вносили в покрытие исключения, которые ставили под сомнение целесообразность страхования вообще, и все говорили о повышении ставок. В конце 2016 года тарифы на страхование российских спутников связи были примерно в два—четыре раза выше, чем на страхование спутников связи иностранного производства, объясняет Антон Додонов.
В конце прошлого года в России начала работу Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). И теперь, по словам Ильи Кабачника, проекты со страховыми суммами в 3–4 млрд руб. могут быть обеспечены страховой и перестраховочной защитой при помощи только российского рынка. Тем не менее зарубежный рынок готов брать на себя обязательства по российским рискам на приемлемых условиях. Поэтому при страховании наиболее крупных космических проектов, где страховые суммы могут достигать $150–200 млн на один запуск, можно рассчитывать на их поддержку.
За последние годы в России произошло несколько космических аварий, что негативно отразилось на бизнесе отечественных страховщиков. В 2015 году со стартового комплекса космодрома Байконур был произведен запуск ракеты-носителя «Союз-2.1А» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс М-27М». Космический корабль отделился от третьей ступени ракеты-носителя, но из-за некорректной работы ступени «Союз-2.1А» не вышел на расчетную орбиту и сгорел. Сумма выплаты составила 1,937 млрд руб., состраховщиками были СОГАЗ и «Ингосстрах». В ноябре 2015 года была утеряна связь с Amos-5 — геостационарным телекоммуникационным спутником, изготовленным АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» для израильского оператора Space Communication. Аппарат был потерян. Amos-5 был застрахован на $158,5 млн, доля СОГАЗа как состраховщика составляла $2,5 млн.
В декабре 2016 года после пуска ракеты-носителя «Союз-У» потерпел аварию транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-04». Выплата оценивается в 2,135 млрд руб., страховщиком выступило «ВТБ Страхование».
Как устроено космическое страхование — десять главных вопросов
Вместе с замгендиректора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха» Алексеем Галаховым рассказываем, как страхуют космические аппараты и кто осуществляет страховые выплаты при возникновении нештатных ситуаций
Чем космическое страхование отличается от всех остальных?
Основное отличие этого бизнеса — высокая стоимость объектов страхования и размер потенциального ущерба. И, конечно, эмоциональность, зрелищность для страховщика в момент нахождения при запуске.
«Сегодня в мировой практике космические аппараты могут стоить €250 млн и выше, а это больше ₽20 млрд», — говорит заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха» Алексей Галахов.
Чтобы обеспечить покрытие на такие крупные суммы, страховые компании используют собственные финансовые возможности, а также ресурсы зарубежных рынков, привлекают партнеров-перестраховщиков по всему миру. Емкости российского рынка для этого не всегда достаточно.
Когда начали страховать космическую деятельность?
За рубежом эта практика стала развиваться с 1960-х годов, буквально на заре космической эры. В СССР с его плановой экономикой не сразу пришли к необходимости страховать космическое имущество.
Попытки запустить космическое страхование у нас предпринимались с 1970-х. Первый в России полис по страхованию космических рисков был выписан «Ингосстрахом» в 1990 году. Он покрывал риски полной гибели геостационарного спутника «Горизонт-33» во время подготовки к запуску, старта, вывода на орбиту и ввода в эксплуатацию. Кстати, этот полис сейчас хранится в музее компании.
Специалисты «Ингосстраха» разработали собственные правила страхования. В дальнейшем они легли в основу договоров, покрывающих космические риски в России.
Что именно страхуют в космических проектах?
По мере развития рынка, страхование становилось все более комплексным. Первые полисы, выданные в России, покрывали в основном риски при запуске и выходе на орбиту. Сейчас космические миссии страхуются на протяжении всего жизненного цикла. То есть, начиная с момента изготовления аппарата, и вплоть до окончания летных испытаний/эксплуатации на орбите.
Однако набор рисков может меняться в зависимости от потребностей конкретной миссии. К примеру, в октябре 2021 года «Ингосстрах» выступал одним из страховщиков запуска на МКС корабля «Союз МС-19» с киноэкипажем на борту. Страховая защита покрывала риски утраты имущества от запуска ракеты и до открытия переходного люка после стыковки корабля с МКС. Такая практика является обычной при страховании пилотируемых запусков к МКС на протяжении многих лет.
Каков объем рынка сегодня?
Он зависит от количества запусков, поэтому цифра меняется от года к году. Так, в 2020-м страховщики во всем мире получили в общей сложности $475 млн премий и выплатили $425 млн компенсаций.
По оценке Алексея Галахова, в среднем годовой объем российского рынка составляет около ₽7–9 млрд. По итогам 2020 года на нем лидирует «Ингосстрах»: суммарные сборы компании превысили ₽5,8 млрд.
Сколько стоит застраховать космический аппарат?
Смотря какой. Здесь играет роль не только стоимость самого аппарата, но и уровень риска.
Самыми надежными считаются пилотируемые запуски, для них размер платежа составляет около 5% от стоимости миссии. Например, перед запуском ракеты-носителя «Союз ФГ» с кораблем «Союз МС-15» «Роскосмос» предложил ₽266,9 млн в качестве страхового взноса при сумме покрытия ₽4,236 млрд.
Страховка научных миссий — например, зондирующих Землю спутников — обходится примерно в 8% от цены аппарата.
Но самый дорогой для страхователей сегмент — телекоммуникации и связь. Риски по таким аппаратам выше. Поэтому ставки доходят до 18–20%.
Кроме того, на стоимость страховки влияет общая ситуация на рынке.
Алексей Галахов, замгендиректора по корпоративному бизнесу «Ингосстраха»:
«На глобальном рынке космического страхования всего несколько десятков крупных игроков. Стоит им получить убытки — а это происходит постоянно, — и ставки начинают расти. Причем рост касается всех сегментов. Например, в этом году в Европе были наводнения. И получив убытки от наводнений, крупные игроки поднимают премии по всем видам страхования. В том числе и в космическом страховании и перестраховании, хотя у нас не возникало никаких дополнительных рисков».
Это не убыточно для участников рынка?
В 2020 году общемировые сборы страховщиков были сопоставимы с размером выплаченных компенсаций. Но бывает и так, что потери в связи с нештатными ситуациями в космосе превышают полученные страховые премии. Например, в 2019-м общемировые убытки почти достигли $1 млрд при сборах примерно в $500 млн.
Сохранять устойчивость участникам рынка помогает распределение рисков среди многих участников, передавая риски в перестрахование. Так, после аварии «Экспресс АМ4R» на плечи перестраховщиков «Ингосстраха» легла значительная часть выплаченного страхового возмещения.
Необходимо отметить, что обязательства перед клиентом в полном объеме обязан выполнить страховщик, выдавший полис. И только после полной выплаты клиенту происходит сбор убытка с партнеров-перестраховщиков. Компания должна иметь достаточно собственных ресурсов, чтобы сразу покрыть убытки клиента.
И сегодня высокие ставки космического страхования привлекают игроков, в том числе новичков, у которых нет ни опыта, ни ресурсов для полноценной работы на рынке. « В середине 1990-х было много желающих застраховать космос. Романтика, всё впервые, никто ничего не боялся. Но убытки не заставили себя ждать, а платить огромные суммы возмещения страховым пиратам очень не хотелось. В итоге клиенты взыскивали деньги с горе-страховщиков через суды, после многолетних тяжб и разбирательств», — вспоминает Галахов.
Кто покупает космические страховки?
Прежде всего, государственные организации, которые занимаются запусками. В России это «Роскосмос».
Страховки покупают и телекоммуникационные компании — как коммерческие, так и принадлежащие государству. Одним из крупнейших клиентов «Ингосстраха» сегодня является ФГУП «Космическая связь», которая предоставляет услуги связи и вещания с глобальным покрытием. А недавно страховщик заключил договор со спутниковым оператором OneWeb на серию из десяти запусков ракет-носителей «Союз».
Космическая страховка обязательна для полетов в космос?
По закону организация, запускающая космический аппарат, обязана застраховать жизнь и здоровье космонавтов, работников инфраструктуры, а также ответственность за вред третьим лицам.
Кроме того, иностранные компании и граждане, которые действуют под юрисдикцией РФ, должны страховать космическую технику. Но поскольку потенциальные убытки очень велики, российские юрлица тоже предпочитают страховать имущественные риски, хотя это и не предписано законом напрямую.
Как будет развиваться рынок космического страхования?
Можно выделить как минимум два тренда на среднесрочную перспективу.
Увеличение объемов рынка. Поскольку космических аппаратов все больше, будет расти число заключенных договоров и общая сумма страховых сборов.
В «Ингосстрахе» предполагают, что будет расширяться и покрытие по договорам. « Чем больше планета зависит от «цифры» и телекоммуникаций, тем важнее сохранность объектов, находящихся в космосе. В результате стоимость страхования и объем покрытия могут скорректироваться», — считает Галахов.
Снижение зависимости от западных игроков. Поскольку емкости российского рынка не всегда хватает, чтобы обеспечить страховку на миллиарды рублей, компании задействуют зарубежное перестрахование. В первую очередь, американское и европейское. Но ставки здесь растут, и это касается всех клиентов. В том числе и российских, хотя уровень аварийности у них достаточно низкий на общемировом фоне.
Чтобы исключить неоправданное повышение, отечественные компании могут увеличить объемы перестрахования в Азиатско-Тихоокеанском регионе. « Когда Европа и Лондон поймут, что у них есть конкуренты, которые оценивают риски, исходя из реальной статистики, то будут вынуждены снижать ставки», — ожидает замгендиректора «Ингосстраха». Он надеется, что через пару лет это потенциально может привести к снижению тарифов на 20–30%.
Страхование космических рисков является комплексом разновидностей страхования, которые предназначены для обеспечения страховой защитой от рисков, имеющих связь с космической деятельностью.
Объекты страхования космических рисков и его необходимость
Объектом страхования признаются следующие разновидности космической техники:
Также страховая защита распространяется на здоровье и жизнь космонавтов и персонал, который занимается обслуживанием космических комплексов.
Помимо того, защите подлежит гражданская ответственность за ущербы, которые могут быть нанесены окружающей среде и третьим лицам.
В комплекс по страхованию космических рисков могут включаться также финансовые риски (финансовый косвенный ущерб), который возникает по причине неисправностей техники и риски политического характера, сопряженные с отменой или задержкой осуществления космической программы.
Таким образом, в страховании космических рисков соединяются разнообразные отрасли страхования: имущественное, личное и страхование ответственности.
Опыт по страхованию рисков космического характера говорит о том, что это одна из самых сложных разновидностей страхования, так как космическая техника сама по себе является сложной, а объекты страхования обладают очень высокой стоимостью. В связи с этим в страховании космических рисков зачастую применяется сострахование в форме страховых пулов, а также перестрахование. В 2014 году было введено обязательное страхование рисков космического характера в РФ, хотя множество специалистов и высказывали собственное сомнение в его эффективности и целесообразности.
В настоящее время есть устойчивая тенденция по развитию российского страхового рынка в отношении космических рисков, имеющая связь с заинтересованностью участников космических проектов в увеличении страхования.
Разновидности страхования космических рисков
В настоящий момент на страховом рынке по космической деятельности наличествуют следующие основные разновидности страхования:
Важно заметить, что как в отечественной, так и в международной практике нет типовых условий по страхованию космических рисков. Говорить можно лишь о базовых условиях страхования (Policy Wording), которые страховщик может адаптировать при выработке индивидуальной программы защиты страхования для каждого вновь страхуемого космического проекта.
В настоящий момент страховщики России предоставляют комплексную защиту для всего космического проекта и его участников в общем, а также для его осуществления на любом этапе выработки, производства, испытаний, монтажа, транспортирования, подготовки перед стартом и запуска ракет космического назначения (РКН), введения в эксплуатацию, работы космического аппарата и его систем на орбите.
Страхование запуска ракет космического назначения покрывает риск абсолютной утраты (гибели) объекта страхования в ходе запуска ракет космического назначения, выведения космического аппарата в заданную точку космического пространства.
Сущность страхования космических рисков
Страхование космических рисков образовалось к середине 60-х годов прошлого столетия за рубежом, а с начала 90-х годов прошлого века стало развиваться на территории России. За прошедшее время и в отечественной практике, и за рубежом выработаны типовые варианты покрытий по страхованию космических рисков.
Страхование космических рисков является комплексом разновидностей страхования, которое предназначено для обеспечения страховой защитой от рисков, имеющих связь с космической деятельностью.
Накопленный с 1965 года опыт по страхованию космических рисков говорит о том, что это одна из наиболее сложных разновидностей страхования по причине того, что сложной сама по себе является космическая техника. Помимо того, очень дорогостоящи объекты данного вида страхования, в связи с чем в страховании космических рисков зачастую применяется страхование в форме страховых пулов.
Разновидности космических рисков
Помимо того, к космическим рискам, с известными оговорками, относятся риски перерывов эксплуатации КА, а также утраты дохода при нештатном функционировании оборудования и систем КА.
В настоящий момент данные статистики показывают интенсивный качественный и количественный рост совокупных показателей экономики, которые характеризуют рынки по космическому страхованию, как в России, так и за рубежом. Совокупная рыночная ёмкость на сегодняшний день составила свыше одного миллиардов долларов США. Отметим, что средний годичный объем премии по космическим рискам можно оценивать в среднем в 700 — 750 миллионов долларов США. Доступная для проектов России рыночная ёмкость по оценкам экспертов составляет 150-200 миллионов долларов США по одному запуску.
Разновидности покрытий по страхованию космических рисков
Риски повреждения или утраты объектов космической инфраструктуры, средств вывода и космических аппаратов образуются по причине того, что надежность ракетной и космической техники абсолютной не является.
Космическая инфраструктура является уникальной многофункциональной базой для осуществления государственной политики в области космической деятельности. Рушение ее самых дорогостоящих объектов, к которым, прежде всего, относят стартовые комплексы, может вести к тяжелым последствиям, оказывать негативное воздействие на развитие ракетной и космической отрасли в совокупности.
Суммы страхования (лимиты ответственности) по данной разновидности страхования определяются исходя из цены страхуемого имущества.
Целью применения механизма страхования образцов ракетной и космической техники, а также объектов наземной космической инфраструктуры является, в первую очередь, качественное и безусловное пополнение за счет возмещений по страхованию утраченных объектов, которые создаются, эксплуатируются согласно федеральным целевым программам.
Важно отметить, что механизм по страхованию на сегодняшний день является самым эффективным средством для гарантированного обеспечения защиты экономического характера для запусков космической и ракетной техники в интересах РФ. Он дает возможность привлекать финансовые ресурсы рынков страхования для компенсации всевозможных ущербов.
Принимая в учет интерес заказчика в итогах осуществления федеральных целевых программ, самой оправданной является реализация страхования за счет заказчика или возмещение им соответственных трат на страхование, которые понесены исполнителем.
На разных этапах выработки, приготовления, эксплуатации и летных испытаний ракетной и космической техники целесообразным является предвидение различных механизмов финансирования трат, которые связаны с обязательствами страхователя, в их численности различные вариации страховых договоров, когда выгодоприобретателем и страхователем может являться как исполнитель, так и заказчик.
Осуществление возможностей страхового механизма в ракетной и космической отрасли при исполнении федеральных целевых программ дает возможность обеспечивать финансовую защиту интересов государства, бесперебойное и успешное исполнение космических программ, а также будет способствовать подтягиванию дополнительных инвестиций в данную отрасль.
Страхование изделий ракетных и космических носителей (РКТ) на этапе производства и экспериментальной наземной отработки не имеет отличий от механизмов страхования всякой иной техники. Условия страхования таких рисков рассматриваются в соответственной литературе.
На этапах экспериментальной наземной отработки и производства изделий РКН могут страховаться ущербы, которые связаны с повреждением и/или гибелью изделий РКН, их комплектующих в ходе приготовления, испытаний, сборки, а также ущербы, которые страхователь может нести по причине несоблюдения сроков приготовления, которые вызваны перерывами или остановками в производстве.
Возникновение страхования космических рисков
Страхование космических рисков является новой, развивающейся отраслью страхования, история которой начинается в 1965 году, когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности за возмещение убытков, которые могут быть причинены на этапах предстартовой подготовки космического аппарата.
Особенность первых договоров страхования космических рисков состояла в оговорке о франшизе, то есть непокрываемой части ущерба по первому страховому событию при запуске серии космических объектов.
Данная оговорка получила наименование «привилегия на один запуск». С таким условием застрахованы были две серии из пяти пусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой из серий лишь один запуск оказывался неудачным, и благодаря такой оговорке выплаты по страхованию произведены не были.
С 1975 года практика страхования изменилась: договоры на пуск начали оформляться без привилегий, покрытие расширялось за счет включения рисков, которые связаны с производством космических объектов, а также их функционированием на рабочих орбитах.
Развитие страхования космических рисков
В настоящий момент уже накоплен опыт страхования космической техники на всех ступенях ее приготовления и эксплуатации, но эта разновидность страхования продолжает оставаться сложным по вопросу специфических особенностей индустрии космоса.
В России начало страхования космической деятельности датируется 1986 годом, когда была объявлена готовность бывшего СССР застраховать космические аппараты. На практике же эта разновидность страхования стала использоваться российскими компаниями с начала 90-х годов после принятия Законов РФ:
Развитие страхования космических аппаратов в нашем государстве обусловлено международным статусом РФ в качестве одной из ведущих космических держав, а также крупными объемами страховых сумм и премий.
Цена отечественных программ по страхованию является гораздо меньшей, чем у соответственных иностранных проектов, но российские страховщики обладают опытом ведения крупных договоров страхования космических объектов. В мае 1994 года запущен был спутник телевещания и связи «Горизонт» при выводе на орбиту ракетой-носителем «Протон». Цена покрытия по страхованию определялась в сумме 12,5 миллиардов рублей. В страховании принимали участие тридцать семь отечественных компаний, наиболее крупные объемы покрытий приняли на себя страховые организации «АСКО-Красноярск» и «Виктория» (по 1,5 миллиарда руб.).
В 1996 году застрахованы были подготовка перед стартом и пуск ракеты-носителя «Протон», выведшая на орбиту спутник связи, который принадлежал Международной организации морской спутниковой связи «Inmarsat». Покрытие по страхованию от всех рисков составляло 33 миллиарда рублей. Договор заключался в пользу Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. В размещении данного риска на отечественном рынке страхования принимало участие сорок страховых организаций, в их числе такие крупные как:
При страховании предпочтение отдавалось совместным космическим программам при участии зарубежных партнеров. К примеру, спутник серии «Космос», который принадлежал военно-космическим силам РФ и погиб на стадии запуска в мае 1996 года на космодроме Байконур, был застрахован на сумму 2,7 миллиона долларов США. Данный спутник, кроме своих базовых задач, должен был исполнить топографическую съемку земной поверхности, в том числе и территории США. На произведение съемки заключался контракт между ассоциацией РФ «Совинформ спутник» и компанией США «AnaT Imagee Inc.». Спутник страховался в пользу «Совинформспутника», а риск размещался средь пятидесяти шести российских страховщиков, крупнейшую ответственность на себя принял «Ингосстрах», сумма составила двести тысяч долларов.
По итогам экспертизы межведомственной комиссии причина аварии состояла в нарушении технологии подготовки головного обтекателя, а так как спутник застрахован был от всех рисков, в их числе и от аварий по причине совершения ошибок персоналом, то возмещение ассоциации «Совинформспутник» уплачено было в абсолютном объеме.
В настоящий момент в мире особенное распространение получила практика страхования коммерческих спутников связи, как научных, так и телекоммуникационных. Страхователями в данном случае признаются владельцы космической техники, которые страхуют собственные интересы имущественного характера. Космические объекты, которые запускаются по военным государственным программам, страхуются довольно-таки редко и в нашем государстве, и за рубежом.
В июне 1996 года в ходе запуска космодрома в Плесецке разбился еще один спутник российского происхождения и также по причине брака в головном обтекателе. Но, так как в проекте не принимали участие коммерческие организации, спутник не обеспечивался защитой по страхованию.
Для страховщиков России традиционные сложности рассматриваемой разновидности страхования усугублены следующими причинами:
На этапе проектирования и производства космических аппаратов используются те же разновидности страхования, что и при страховании любой иной техники, а также строительных рисков: от стихийных бедствий, ошибок при проектировании, нарушения циклов технологии, повреждения и утраты грузов в ходе перевозки, ущербов по причине наземных испытаний космических аппаратов и пр.