АВИАСТРАХОВАНИЕ в АВИАЦИИ- как устроено?

Особенностью авиационного страхования является катастрофический характер убытков и соответственно большие суммы страховых выплат. По этой причине данным страхованием занимаются крупные страховые компании, иногда объединяющиеся в страховые пулы. Почти все авиационные риски перестраховываются для получения сбалансированного страхового портфеля по этому виду страхования.

Авиационное и космическое страхование

Авиационное страхование — это комплексная отрасль страхования, включающая в себя следующие подотрасли:

• страхование рисков авиационного предприятия (авиакомпании);

• страхование ответственности за продукт в авиации.

При более широком подходе сюда же можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.

Авиационное страхование возникло в начале XX столетия, в период Первой мировой войны, но достигло подлинного расцвета после Второй мировой войны по мере развития гражданской авиации, увеличения парка воздушных судов и объема перевозок.

Спецификой авиационного страхования является его катастрофическая природа и нередко огромные размеры наступающих убытков. Это обстоятельство означает, что заниматься данным видом страхования могут только крупные страховщики, но и они предпочитают делать это сообща, через страховые пулы. Кроме того, договор страхования обычно носит форму комбинированного полиса, т.е. включает страхование, как самих воздушных судов (авиа-каско), так и разнообразных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

Страхование космических рисков — новая, развивающаяся отрасль страхования, появившаяся в последней трети XX в. Это комплексная отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих на различных этапах осуществления космической программы.

Страхование рисков авиакомпании включает:

• различные виды имущественного страхования (прежде всего, каско);

• страхование гражданской ответственности;

• страхование экипажа;

• страхование рисков, связанных с наличием собственной службы эксплуатации, ангаров для стоянки самолетов и т.д.

В числе видов имущественного страхования самый важный — это каско-страхование авиационных транспортных средств.

Каско-страхование авиационных транспортных средств

Предметом страхования является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке.

Не включаются в состав страхового покрытия ущербы, которые непосредственно или косвенным образом связаны с военными событиями, актами террора, насилия или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, угоном самолетов, их арестом, конфискацией и другими видами изъятия по воле властей.

Кроме того, из страхового покрытия исключаются следующие ущербы:

• связанные с проведением каких-либо работ в самолетах;

• возникшие вследствие естественного износа, старения, ржавчины и других подобных воздействий;

• внутренние поломки, возникающие в винтомоторной группе;

• возникшие в винтомоторной группе из-за всасывания с воздухом инородных предметов, что ведет к постепенному ухудшению работы двигателя (за исключением тех случаев, когда попадание в двигатель инородных предметов ведет к его внезапной
остановке);

• связанные с преднамеренными действиями или грубой небрежностью страхователя или его представителей.

Воздушные суда страхуются в пределах определенной страховой суммы.

Страховая сумма для новых воздушных транспортных средств — это стоимость их приобретения. Для воздушных судов, бывших в употреблении, берется их современная стоимость, установленная на основе восстановительной или рыночной стоимости с учетом износа.

В зависимости от своих потребностей авиакомпания может застраховать следующие риски:

• война, гражданская война, революция;

• забастовка, мятеж, гражданские беспорядки;

• терроризм;

• злонамеренные действия и саботаж;

• арест и конфискация по распоряжению властей;

• угон самолета.

Авиационное страхование включает в себя комплекс видов страхования, используемых при страховании воздушных судов и перевозимых ими грузов, аэродромного оборудования и обслужи­вания, гражданской ответственности авиаперевозчика по отноше­нию к пассажирам, экипажу, службам наземного обеспечения по­летов, ответственность перед третьими лицами при падении воздушного судна (ВС), производителей летательных аппаратов, космической техники на всех этапах ее изготовления, транспорти­ровки, запуска и выполнения космических программ.

Объектом авиационного страхования может быть любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией воздуш­ных судов.

Основные страхователи воздушных судов в настоящее время: коммерческие авиаперевозчики — юридические и физические ли­ца,
использующие воздушные суда на правах собственности, аренды или пользования, занимающиеся многими видами воз­душных
работ; аэроклубы; различные организации, фирмы, зани­мающиеся продажей и перепродажей авиатехники. Свои воздуш­ные
суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки
персонала и грузов.

К числу страхователей на авиационном страховом рынке так­же относятся операторы коммерческих авиакомпаний, операторы, осуществляющие воздушные работы и операторы воздушных так­си; корпоративные организации авиационных операторов; произ­водители самолетов, комплектующих изделий, а также запасных частей к ним; владельцы или управляющие аэропортов.

Страховые риски в авиационном страховании: гибель (полная или конструктивная); пропажа без вести или повреждение воз­душного
судна в результате происшествия, имевшего место в пе­риод действия страхования.

Страховым случаем является свершившееся событие, преду­смотренное договором страхования, с наступлением которого на­ступает обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Страхование воздушных судов специфично с точки зрения ку­муляции риска. В комплек страховой ответственности страхов­щика
могут входить: страхование самого воздушного судна (кас­ко), пассажиров и летного состава, груза и ответственность владельцев воздушного судна перед третьими лицами.

Страховым организациям при страховании воздушного судна следует внимательно подходить к определению величины собст­венного удержания по перечисленным рискам, не допускать, когда сумма удержаний по каждому из них превышала бы предел
ответст­венности страховщика, разрешенный органами государственного страхового надзора (10 % от величины собственных активов).

Страхование каско воздушного судна. Общепринято основные риски по страхованию воздушных судов покрывать одним комби­нированным полисом, включающим каско, ответственность перед пассажирами и ответственность перед третьими лицами

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаи­модействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (самолет, вертолет, летательный аппарат специального на­значения, а также планер, автожир, дельтаплан, дирижабль и воз­душный шар). Страховаться может как само судно, так и оборудо­вание, входящее в него.

Объект страхования — имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, вклю­чая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравличе­ских систем, навигационного и радиооборудования, установлен­ного
внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установ­лены аналогичные части взамен снятых.

— ответственность или освобождение от ответственности страхуемого в соответствии с условиями любого другого договора,

— перевозка больше максимального числа пассажиров, ука­занного в полисе;

— радиоактивность или радиация.

Гарантии и предварительные условия. Гарантия — это ус­ловие в полисе, которое предваряет собой контракт на страхование и может быть либо утвердительным, либо заключающим в себе обязательство. Утвердительные гарантии могут быть либо точно выраженными, либо предположительными, но они обязательно состоят из положительного представления в полисе некоторых фактов или обстоятельств во время или до времени составлении полиса. Заключающие в себе обязательство гарантии требуют
ис­полнения или неисполнения определенных положений либо нали­чия некоторых факторов после вступления в силу контракта и в течение срока его действия.

В любом из этих исключительных случаев, когда самолет на­ходится не под контролем страхуемого и когда ВС подвергается опасности, действие обычного страхового полиса приостанавлива­ется. Владелец самолета получит страховое покрытие только в
том случае, если страхование производилось от военных рисков.

Приведенные примеры авиационного страхования, имеющие место в мировом воздушном транспорте, непосредственно связаны с финансированием коммерческой авиации, поскольку заемщики или другие инвесторы хотят быть уверенными, что их капитал бу­дет
защищен в случае, если оборудование, в которое они делают инвестиции, будет повреждено и они будут иметь компенсацию
от любого потенциального ущерба, который может возникнуть в ре­зультате участия в этой сделке.

Страхование международной авиации осуществляют много­численные специализированные страховые компании мира, дейст­вующие на международном страховом рынке. В России авиа­ционное страхование раньше осуществляла единственная международная страховая компания «Ингосстрах». В настоящее время таких фирм множество, около 1500, причем более
750 из них по­дучили лицензию на международные страховые операции. Авиа­ционное страхование осуществляют «Русская страховая компания», «Авикос», АСКО и многие другие. 200 страховых компаний образовали Страховой союз России.

В связи с возрастающей стоимостью оборудования и высокой степенью рисков, страховые премии постоянно возрастают, что ложится тяжелым бременем на финансовое состояние авиакомпа­ний. Когда произошел очередной резкий рост страховых премий в середине 80-х годов, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) учредила собственный Фонд взаимного
стра­хования авиакомпаний — АМН (Airline Mutual Insunarce Ltd) для исключительного пользования авиакомпаний — членов ИАТА. А МИ расположен на Бермудах из-за налоговых преимуществ. АМИ определен как «взаимный» фонд, поскольку члены взаимно делят их риски. Вся получаемая от фонда прибыль возвращается в виде вклада в эксплуатацию и, таким образом, компания набирает
финансовую мощь. Со времени создания в 1986 году АМИ возрос настолько, что в состоянии обеспечить страхование более 100 авиакомпаний. Функции АМИ аналогичны классической авиаци­онной страховой компании и обеспечивают 5% покрытий эксплуа­тантов. В частности, АМИ обеспечивает страхование:

— корпусов воздушных судов от всех рисков;

— воздушных судов от военных рисков;

— авиадвигателей от разрушения и др.

Елизавета Камнева
Оцените автора
VidStrahovki.ru
Добавить комментарий